Проект «Надежда» — развитие работы с приемными семьями в регионах с использованием модели АНО «Нелишние дети» (проект «Профилактика социального сиротства»). Регионы: Смоленск и область, Владикавказ, Ростов-на-Дону, Пятигорск.
Развитие и организация работы с приемными семьями на базе существующих центров и команд специалистов НКО и государственных учреждений, через трансляцию опыта модели, созданной в АНО «Нелишние дети». Модель — проведение специализированных занятий с детьми, их родителями и опекунами, в том числе творческих, развивающих, коррекционных и экскурсионных с выездами на природу и в другие города; а также проведение тренингов личностного роста для семей, подростков и юношества, в том числе в летних лагерях. Через практическую работу с приемными семьями обучение специалистов сопровождения в сложившихся региональных командах.
Преимущества семейного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, давно известны специалистам и становятся очевидными и для государственных структур. Только семья предоставляет ребенку оптимальные условия для всестороннего развития личности, способствует освоению им ценностей и норм общества, обучает жизненным навыкам и успешному взаимодействию с другими людьми.
Однако ни для кого не секрет, что в России пока еще многие тысячи детей-сирот живут в казенных учреждениях, не зная родительской любви и заботы. Широкая кампания в средствах массовой информации, поэтапные изменения в системе общественного воспитания детей-сирот, развитие системы патронатного воспитания позволяют многим детям, живущим в детских учреждениях, обрести семью.
По данным статистики, в 2013 году в России 62 973 ребенка были устроены в семьи. На конец 2013 года в семьях находилось 520 672 ребенка. Количество приемных семей растет, но при этом возрастает и риск возвращения детей в детские дома, риск повторного сиротства. Так, в 2013 году 5 746 детей были возвращены из приемных семей в детские дома. Приемные родители, опекуны и патронатные воспитатели зачастую оказываются неготовыми к встрече со специфическими психолого-педагогическими, а иногда и медицинскими проблемами ребенка, оставшегося без родительской заботы.
Как показывает наш многолетний опыт работы — отнюдь не каждая приемная или опекунская семья может самостоятельно справиться с трудностями воспитания. В результате такая семья, особенно на первых этапах знакомства с ребенком и выстраивания взаимодействия, испытывает большие трудности. Статистика неудачного усыновления свидетельствует, что семьи часто попадают в различные кризисные ситуации и, не находя выхода, возвращают приемного ребенка в детский дом или оставляют в больнице.
Повторный отказ от ребенка — это страшная психологическая травма для всей семьи, но для психики самого ребенка она может оказаться по настоящему губительной и невосполнимой. Помимо проблем в семье зачастую такие дети имеют большие проблемы в социуме: детский сад, школа — учителя и специалисты государственных образовательных учреждений не готовы к встрече с ними. Зачастую они встают в позицию нападения и причиняют психические травмы и приемным родителям и детям. Неоднократные выезды в школы, беседы с учителями и специалистами в рамках комплексной программы помощи семье помогают решать возникающие конфликтные ситуации. Новый Закон об образовании, предполагающий возможность создания адаптивных учебных программ и планов, также при правильном применении позволит сделать жизнь приемных семей более радостной.
Несмотря на то, что в России принят закон, обязывающий любого родителя, принимающего в семью ребенка из казенного учреждения пройти обучение в школе приемных родителей (обучение в которых носит часто формальный характер), профессиональных служб поддержки приемных семей катастрофически мало. Семьи обращаются за помощью в обычные центры психолого-педагогического сопровождения, где зачастую не понимают специфических проблем и не могут оказать достаточно квалифицированную помощь. С этой же проблемой — отсутствием системы профессиональной поддержки, особенно в регионах — сталкиваются и семьи, воспитывающие детей с особыми нуждами. Это семьи, в которых растут дети-инвалиды, дети с различными психическими заболеваниями, с нарушениями поведения. такие дети часто не могут найти контакт и взаимопонимание с родителями и со сверстниками, подвергаются в семье физическому и моральному насилию, от чего страдают и взрослые и дети. В результате в семье нередко возникает кризисная ситуация и ребенка зачастую отдают в специализированный интернат или детский дом. В итоге появляются так называемые «социальные сироты», т.е. сироты при живых родителях.
В регионах возникают центры помощи, где ведется комплексная работа с приемными детьми с ОВЗ, но специализированных центров практически нет (зачастую есть курсы приемных родителей при опеках). Специалисты некоторых центров готовы обучаться и работать с приемными семьями. Данная работа целесообразна не только в рамках обособленных центров для приемных семей, но и в рамках высококвалифицированной системы общей помощи всего уже работающего центра (регионы Ростов-на-Дону, Владикавказ).
Запрос о подобной помощи в выстраивании работы по сопровождению приемных семей и выпускников интернатов поступил от инициативных приемных семей г. Смоленск и Смоленская область, г. Починок. В рамках настоящего проекта предполагается обучить приемных родителей (двое из них с профессиональным образованием) и создать небольшой ресурсный центр по поддержке приемных детей, детей, обучающихся в коррекционных интернатах и выпускников интернатов.